Методические рекомендации

Методические рекомендации

11.04.2015

Методические рекомендации. Смотреть PDF.

I. Состояние работы по розыску лиц, пропавших без вести

Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», розыск лиц определен в качестве одного из основных направлений деятельности полиции (ст. 2). В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона одной из основных категорий лиц, розыск которых возложен на полицию, являются лица, пропавшие без вести.

Осуществление розыска лиц, пропавших без вести, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», является одной из основных задач ОРД. Ее решение предполагает установление места нахождения лица в целях предотвращения причинения вреда его жизни, здоровью, в том числе вследствие совершения в отношении данного лица преступления.

Ежегодно в России, по официальным данным, находится в розыске до 120 тысяч пропавших без вести. На этом фоне отмечается снижение эффективности розыска. Если в 2002 году было разыскано 66,3% лиц, пропавших без вести, то в 2011 году — 55,5%3. Весте с тем, следует отметить, что в 2007 году наметилась тенденция постепенного снижения числа лиц, пропавших без вести, остающихся в розыске на конец года.

Особый общественный резонанс рассматриваемому явлению придает тот факт, что порядка 19 % (в среднем за последнее десятилетие) от общего числа лиц, пропавших без вести, составляют несовершеннолетние.

Результативность розыска данной категории лиц на протяжении последних лет сохраняется на отметке 90-92%. Это сравнительно высокий уровень, однако, при этом следует учитывать снижение абсолютного числа разысканных несовершеннолетних.

Учитывая отмеченные тенденции в розыскной работе без вести пропавших, необходимо наращивать усилия как непосредственно по осуществлению розыска, так и в сфере предупреждения безвестного исчезновения, особенно, исчезновения несовершеннолетних.

Следует отметить, что значительная часть находящихся в розыске несовершеннолетних — это дети, самовольно ушедшие из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений. Кроме того, существует зависимость между жестоким обращением с ребенком в семье и его бегством из дома. Вместе с тем, причинами самовольных уходов детей могут стать личностные особенности ребенка, школьная дезадаптация, воздействие асоциально ориентированной неформальной среды, причины социально-демографического характера (низкий материальный уровень семьи, многодетность, неполные семьи.

Особенно тревожной тенденцией сегодняшнего дня остается рост числа пропавших без вести, ставших жертвами преступлений. Результаты исследований свидетельствуют о том, что жертвами преступлений становятся 20-25 % лиц, объявленных в розыск как пропавшие без вести. При этом, по данным официальной статистики, из числа установленных лиц, пропавших без вести, жертвами преступлений становится порядка 1-1,5%
таких лиц (в 2002 году — 1,5%, в 2011 — около 1%).

Несомненно, некоторая часть пропавших без вести при криминальных обстоятельствах — это жертвы общеуголовных преступлений, однако в современных условиях внезапное исчезновение людей все чаще бывает связано с их убийством или похищением в целях сексуальной эксплуатации, использования рабского труда и т.д.

Таким образом, с проблемой раскрытия преступлений по уголовным делам, возбуждаемым в связи с наличием оснований криминального исчезновения лиц, связано еще одно направление розыскной работы — идентификация неопознанных трупов.

Ежегодно на учете находится более 100 тысяч дел по идентификации неопознанных трупов, из которых прекращается в связи с установлением личности лишь около трети. При этом следует отметить, что число трупов, остающихся неопознанными на конец года, в полтора раза превышает количество неразысканных за тот же период лиц, пропавших без вести.

II. Сотрудничество с добровольцами при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести

Одним из резервов повышения эффективности работы по розыску лиц, пропавших без вести, следует назвать сотрудничество с общественными организациями и гражданами, добровольно содействующим полиции.

Следует отметить, что в мире накоплен положительный опыт такого сотрудничества. Так, в США более 15 лет существует организация, занимающаяся поиском пропавших детей — Amber Alert, которую создали родители пропавшей девочки, найденной через несколько дней убитой. В соответствии с Законом о защите прав детей 1996 года, как только становится известно о пропаже ребенка, по сигналу тревоги поднимаются волонтеры, береговая охрана, ФБР, идет бегущая строка на всех информационных табло (на трассах, вокзалах, в аэропортах). В 2002 году подобную систему оповещения создали Канада, Австралия, Великобритания, Франция, Греция.

Вместе с тем, в США действует Национальный центр помощи при пропаже и эксплуатации детей, который играет роль общенационального информационного центра, совместно с Министерством юстиции, ФБР, Министерством финансов, Госдепартаментом и другими учреждениями осуществляет поиск пропавших детей и обеспечивает их защиту от издевательства.

В России добровольческое движение по оказанию содействия в розыске лиц, пропавших без вести, в том числе детей, является ещё сравнительно молодым. В этой связи пока не сформирована и правовая основа взаимодействия добровольцев с полицией, однако в нормативно-правовых актах федерального и ведомственного уровня есть ряд норм, на основе которых уже сегодня можно и нужно строить эту работу.

Правовой основой такого сотрудничества служит, в частности, ст. 10 ФЗ «О полиции», согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. В соответствии с ч. 5 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают её задачи, в том числе, используя помощь граждан с их согласия (на гласной и негласной основе).

При организации взаимодействия с гражданами в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности необходимо также руководствоваться требованиями приказа МВД РФ от 10.01.2012 № 8, утвердившего Инструкцию по организации деятельности внештатных сотрудников полиции.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях«10 добровольцами являются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Основными направлениями сотрудничества территориальных органов МВД и добровольцев в розыске лиц, пропавших без вести, являются:

— привлечение добровольцев к участию в мероприятиях по предупреждению безвестного исчезновения;

— привлечение добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, направленных на розыск конкретных лиц, пропавших без вести.

На сегодняшний день добровольческие отряды, способные оказывать содействие подразделениям полиции в поисковых мероприятиях,

сформированы на территории 14 субъектов Российской Федерации. Как правило, они не имеют статуса официально зарегистрированных общественных организаций.

Широкую известность имеет информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей» и Международный центр Содружества волонтеров "Поиск пропавших детей«11. Сайт «Поиск пропавших детей» был открыт 26 мая 2009 года Д. Второвым и Г. Степанян. На сегодня данная организация является одним из основных координаторов добровольческого движения по стране (телефон дежурной части +7(499)686-02-01).

Толчком для создания организации стала трагедия, связанная с убийством в мае 2009 года в Москве 14-летней Ани М. Информация об исчезновении девочки распространялась в сети Интернет слишком медленно, поэтому время, когда реальны шансы на оказание помощи, было упущено. Тем не менее, благодаря массовому оповещению пользователей был найден свидетель, который помог следствию выйти на убийцу девочки. Тогда и было принято решение основать сайт. Однако, до сентября 2010 г., в силу объективных причин, сайт фактически не работал.

В сентябре 2010г. в Московской области потерялась в лесу вместе с психически нездоровой тетей и трагически погибла пятилетняя девочка, Лиза Фомкина. Изначально, несмотря на мероприятия, проводимые сотрудниками милиции, направление поиска было фактически неизвестно. Когда информация о пропавших попала в Интернет, сотни людей подключились к поиску. Девочку искали почти 500 добровольцев. В результате был найден свидетель, от которого была получена информация, позволившая определить территорию поиска. Лиза умерла от переохлаждения на девятый день со дня пропажи, ее нашли на десятый день. Этот случай вызвал огромный резонанс, многие люди задумались о проблеме пропавших детей и поняли, что спасение детей зависит, в том числе и от инициативы самих граждан. С этого момента сайт «Поиск пропавших детей» начал активную деятельность благодаря вниманию волонтеров. В настоящее время ресурс открыт для всех небезразличных людей, которые могут любым способом, посильно, помочь в поисках пропавших детей.

Содружество говорит о добровольцах, как о людях, которые по своей доброй воле решили посвятить часть своей жизни другим людям, помогая им справиться с жизненными трудностями. Согласно концепции «Содружества волонтеров «Поиск пропавших детей», приоритетная цель организации — искать пропавших детей. При этом Содружество не берет на себя функции МВД, МЧС и других специальных государственных служб, а сотрудничает с ними. Содружество оказывает посильную помощь и содействие в поиске пропавших детей. Добровольцы распространяют информацию о пропавших детях в Интернете, СМИ и расклеивая листовки, оказывают поддержку в поиске на местности методом прочесывания и опроса местных жителей. При проведении своих мероприятий Содружество активно контактирует с силовыми ведомствами и оказывает им содействие в поисково-розыскных мероприятиях. Содружество готово привлекать людей для расклейки ориентировок, оповещения СМИ, прочесыванию местности и другим видам поиска. Там, где Содружество не обладает достаточными ресурсами и возможностями, оно работает удаленно, как минимум, это рассылка информационных сообщений по СМИ, форумам и другим сообществам того города/региона, где пропал ребенок.

С трагической гибелью Лизы Фомкиной связано и создание наиболее известного действующего отряда — Добровольного поискового отряда «Лиза Алерт», носящего имя погибшей девочки.

Основной задачей отряда является оперативное реагирование и гражданское содействие в поиске пропавших детей. За время существования отрядом накоплен практический опыт проведения широкомасштабных поисковых операций с привлечением сотен добровольцев, специалистов, СМИ и Интернет-сообществ. В рядах отряда — кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и просто неравнодушные люди, без специальных и поисковых навыков. Отряд готов помочь 24 часа в сутки, без выходных и праздников. B случаях пропажи ребёнка на территории Москвы и области отряд готов развернуть поисковую операцию на месте, в других случаях — оказать широкую информационную поддержку.

К настоящему времени накоплен определенный опыт сотрудничества территориальных органов МВД с добровольцами в розыске лиц, пропавших без вести, в т.ч. детей. Однако при рассмотрении показателей, характеризующих деятельность добровольцев, необходимо осознавать, что за цифрами стоит жизнь реальных людей, чьих-то близких родственников, детей. Поэтому, если сотрудничество с добровольцами способно принести реальную помощь, даже в розыске одного человека, её необходимо использовать.

Следует отметить, что сотрудничество с добровольцами не должно рассматриваться как противоборство, конкуренция, некий отвлекающий или раздражающий компонент, а должно стать согласованной деятельностью единомышленников. В этой связи организация сотрудничества должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально эффективно использовать помощь добровольцев в целях повышения результативности розыска в целом.

III. Проблемные вопросы сотрудничества с добровольцами при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести

В настоящее время во взаимоотношениях полиции и добровольцев отмечается целый комплекс проблем. Причина их возникновения во многом обусловлена отсутствием нормативно-правовой базы взаимодействия, определяющей его организацию, тактические основы деятельности, права и обязанности сторон, взаимную ответственность.

Эффективному взаимодействию с добровольческими организациями препятствуют и проблемы организационного характера. Многие из них нужно решать уже сегодня, опираясь на действующую нормативно-правовую базу. Среди таких проблем можно назвать следующие:

1. Несмотря на наличие положительного опыта в рассматриваемой сфере, территориальные органы МВД многих регионов зачастую не располагают объективной информацией о возможностях добровольческих организаций, их составе, технической оснащенности, отсутствуют координаты данных организаций, т.е. взаимодействие, фактически, не налажено.

2. В отдельных регионах взаимодействие носит эпизодический характер, объекты розыска выбираются самостоятельно, мероприятия проводятся добровольцами бессистемно и хаотично, об их результатах розыскные подразделения не информируются.

Несогласованность действий ведет к тому, что действия добровольцев дублируют действия сотрудников розыскных подразделений (неэффективно тратится время) или могут нарушить план полиции по розыску (что может привести к сокрытию следов преступления, жертвой которого могло стать лицо, пропавшее без вести, утрате доказательственной базы; к гибели лица, пропавшего без вести, в случае розыска убежавшего ребенка такие действия могут «спугнуть» его, спровоцировать дальнейшее сокрытие и т.д.).

3. Сотрудники территориальных органов МВД не достаточно ответственно относятся к помощи добровольцев (не используют добытую ими информацию, не опрашивают выявленных свидетелей, привлекают добровольцев к участию в розыске спустя значительное время и т.д.).

4. В территориальных органах МВД отсутствует необходимая техническая база (подключение к сети Интернет, возможность передачи и качественной печати фотоматериалов), что затрудняет взаимный оперативный обмен информацией.

IV. Организационные основы взаимодействия добровольцев и полиции при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести.

1. Сотрудникам территориальных органов МВД России следует установить контакты с добровольческими организациями (отрядами), действующими на обслуживаемой территории, получить списки их членов с указанием паспортных данных, адресов и телефонов, определить уровень технической оснащенности, физической подготовки, наличие специальных возможностей, связанных с профессиональной сферой деятельности добровольцев.

Необходимо провести встречу с координаторами движения и наиболее активными добровольцами, определить примерный график обучающих занятий, тренировок. Тематика занятий может затрагивать вопросы правовых и организационных основ взаимодействия с полицией при осуществлении розыска, психологических аспектов выявления очевидцев исчезновения лица, использования радиосвязи, ориентирования на местности и пользования картой и т.д. Проводятся занятия, как силами сотрудников полиции, так и с привлечением специалистов других служб. Так, к проведению обучения могут быть привлечены сотрудники МЧС (занятия по осуществлению поисково-спасательных мероприятий в различных условиях), медицинские работники (занятия по оказанию первой помощи, проведению реанимационных мероприятий с пострадавшими) и т.д.

В дежурной части территориального органа МВД должен находиться список членов добровольческого отряда с указанием номеров телефонов, доступных для круглосуточной связи.

2. Как правило, работой добровольческого отряда руководит координатор (координаторы) — наиболее сознательный, мотивированный, хорошо подготовленный доброволец-организатор. Для обеспечения должного уровня взаимодействия добровольцев и полиции целесообразно привлекать координаторов к внештатному сотрудничеству, руководствуясь п. 34 ст. 13 ФЗ «О полиции». В соответствии с п. 4 Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции, утвержденной приказом МВД РФ от 10.01.2012 № 8, внештатные сотрудники полиции, могут привлекаться к сотрудничеству, в том числе для осуществления розыска лиц.

Для зачисления в качестве внештатных сотрудников полиции сотрудник розыскного подразделения должен изучить и проверить личные и деловые качества координатора добровольческого отряда19. Желательно, чтобы в качестве внештатного сотрудника привлекались наиболее подготовленные добровольцы, имеющие организаторские способности, знакомые с особенностями розыскной работы и хорошо зарекомендовавшие себя при оказании содействия полиции.

3. Членов добровольческого отряда (непосредственно или через координатора) рекомендуется ознакомить с требованиями действующего законодательства, так или иначе затрагивающего деятельность добровольцев.

В частности, необходимо акцентировать внимание добровольцев на том, что при осуществлении поисковых мероприятий они обязаны соблюдать конституционные права граждан: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ). Доброволец обязан знать, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ). В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основе судебного решения.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7). Обработка персональных данных, в соответствии со ст. 6, допускается, в частности, с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; а также в случаях, когда обработка персональных
данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно.

Добровольцы должны соблюдать морально-этические нормы поведения, касающиеся невмешательства в частную жизнь, неразглашения сведений, которые стали им известны в связи с проведением поисковых мероприятий, если только в этом нет крайней необходимости. Добровольцы должны осознавать недопустимость недобросовестного использования фотографий и личных данных лиц, пропавших без вести, и их родственников. Так, отмечены случаи размещения в сети Интернет фотографий тел погибших детей после завершения поисковых мероприятий. Необходимо обратить внимание добровольцев на недопустимость подобных действий.

Добровольцы не имеют права осуществлять видео- и аудиозапись, фото-и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также создающие опасность нанесения ущерба имуществу граждан.

Добровольцы должны осознавать, что, осуществляя помощь в розыске лиц, пропавших без вести, они не становятся субъектами уголовного процесса, ОРД, детективной деятельности, следовательно, не имеют права проводить следственные, оперативно-розыскные мероприятия, а также действия, осуществляемые частными детективами.

Следует обратить внимание добровольцев на то, что в случае нарушения ими законодательства при оказании содействия в розыске лица, пропавшего без вести, они несут ответственность на общих основаниях.

Добровольцы, в частности, должны знать о том, что ст. 137 УК РФ предусматривает наступление уголовной ответственности за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ; ст. 138 УК РФ — за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; ст. 139 УК РФ — за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. Статья 138.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Добровольцы должны быть ориентированы на недопустимость получения от заявителей вознаграждения за свою работу.

4. В целях координации проводимых добровольцами мероприятий по поиску конкретного лица, пропавшего без вести, во временный оперативный
штаб по розыску, создаваемый с целью управления привлекаемыми для розыска силами и средствами взаимодействующих подразделений, целесообразно включать координатора отряда добровольцев.

В штабе, работающем в круглосуточном режиме, находится единая карта поисковых мероприятий, ведется учет информации, в том числе, поступающей от добровольцев.

5. Непосредственно деятельность добровольцев, участвующих в розыске, в соответствии с рекомендациями руководителя штаба, либо сотрудника полиции, отвечающего за розыск, организует координатор. Он ведет учет участвующих в поисковых мероприятиях добровольцев (по возможности, с указанием паспортных данных, наличия автотранспорта, контактных телефонов, данных членов семьи или иных близких (на случай экстренной связи), данных о наличии специальных возможностей и снаряжения).

6. Для упорядочения взаимоотношений полиции и добровольцев, а также в целях соблюдения баланса взаимной ответственности, руководитель штаба, либо сотрудник полиции, отвечающий за розыск лица, пропавшего без вести, дает координатору (в случае необходимости — иным членам отрядов) конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, при необходимости — инструктирует о способах их выполнения и контролирует их исполнение.

В случае возникновения в процессе работы добровольцев каких-либо трудностей, координатор сообщает о них руководителю штаба или сотруднику, отвечающему за розыск, и далее действуют в соответствии с их рекомендациями.

Подобный подход является гарантией осуществления розыска в рамках единого тактического замысла, согласно плану розыска.

Добровольцам запрещается поручать проведение следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий. Запрещается также привлекать добровольцев к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их жизни и здоровья. Запрещается знакомить добровольцев с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне,
и иную информацию ограниченного пользования.

7. Координатор принимает от добровольцев добытую информацию, немедленно передает её в оперативный штаб.

Руководитель штаба, или сотрудник, отвечающий за розыск, может рекомендовать координатору завести специальный журнал, в котором фиксировать добытую добровольцами информацию по мере поступления. Руководитель штаба либо сотрудник полиции, отвечающий за розыск лица, должен быть незамедлительно ознакомлен с информацией, подтверждением чего может быть его подпись и проставление времени ознакомления в журнале.

8. В целях повышения эффективности розыска лиц с привлечением сил добровольцев, сотрудникам розыскных подразделений рекомендуется:

- периодически проводить обучающие занятия, тренировки с членами добровольческих отрядов (с привлечением сотрудников территориальных органов МЧС);

- непосредственно в процессе работы оказывать членам добровольческих отрядов консультативную помощь и поддержку;

- использовать возможности поощрения членов добровольческих отрядов.

V. Алгоритм взаимодействия с добровольцами при осуществлении розыска лица, пропавшего без вести

1. При получении информации о безвестном исчезновении человека оперативный дежурный разъясняет заявителю возможность привлечения, в случае необходимости, добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, о чем делается отметка в типовом заявлении о розыске лица, пропавшего без вести, здесь же фиксируется согласие (или отказ) заявителя.

Заявителю предоставляется контактная информация координатора добровольческого отряда, действующего на данной территории, для самостоятельного обращения. При этом согласовывается порядок обращения, исходя из обстоятельств исчезновения и личности пропавшего.

Об исчезновении несовершеннолетнего сотрудник полиции, отвечающий за розыск лица, незамедлительно уведомляет Уполномоченного по правам ребенка по субъекту РФ.

2. Решение о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев принимает руководитель СОГ в зависимости от обстоятельств исчезновения, а также с учетом результатов проведения осмотра места последнего пребывания (проживания) пропавшего (ст. 176,177,180 УПК РФ).

В случаях, когда предполагается некриминальный характер исчезновения21, решение о привлечении добровольцев также может быть принято руководителем штаба или сотрудником полиции, отвечающим за розыск.

Представляется целесообразным привлекать добровольцев к поисковым мероприятиям во всех случаях исчезновения лица при некриминальных, в том числе очевидных, обстоятельствах, либо в случае, когда на основе первоначальной информации возможно предположить территорию его вероятного нахождения.

В случае возбуждения уголовного дела (по ст.ст. 105, 126 УК РФ) решение о необходимости использования помощи добровольцев, а также её направленности, принимается по согласованию со следователем, в зависимости от конкретной ситуации. В противном случае деятельность добровольцев может спровоцировать действия преступников по принятию дополнительных мер по сокрытию следов преступления, изменению местонахождения похищенного человека, совершение в отношении него преступления.

3. При принятии решения о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев об этом незамедлительно информируется координатор отряда добровольцев (или другой член отряда).

4. По прибытии координатора в оперативный штаб руководитель штаба или сотрудник, ответственный за розыск, незамедлительно организует краткий инструктаж, определяет первоначальный план работы добровольцев, их цели и задачи, обеспечивает необходимой информацией, фотографиями разыскиваемого лица, знакомит с единой картой поиска, выдает ориентировки, снабжает иными материалами, которые необходимо распространить, дает конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, инструктирует о способах их выполнения.

5. Устанавливается периодичность связи добровольцев со штабом для корректировки, обновления данных и организации мероприятий, обмена информацией, контроля (в случае необходимости назначается время очных встреч).

6. При принятии решения о необходимости привлечения к поисковым мероприятиям добровольцев, перед ними ставятся следующие задачи:

1. поиск пропавшего лица, или следов, указывающих на его возможное местонахождение, либо на совершение в отношение лица преступления, на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения (для решения задачи рекомендуется обследовать территорию, прилегающую к месту исчезновения (чердаки, подвалы, вентиляционные шахты, расположенные в доме или недалеко от дома, где проживал пропавший); место, где пропавшего без вести видели в последний раз; места, которые обычно посещал разыскиваемый; осмотреть контейнеры вблизи дома, канализационные колодцы, выгребные ямы, свалки мусора; пустыри, парки, участки лесонасаждений, заброшенные строения и другие места, которые могут быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств; лесные массивы, болота, заросли кустарника, овраги по маршруту направления движения пропавшего без вести).

При обнаружении следов, указывающих на возможное местонахождение пропавшего лица, либо на совершение в отношение него преступления, добровольцы принимают меры к их сохранению, и незамедлительно сообщают об обнаруженном в штаб розыска. Рекомендуется составить опись всех обнаруженных предметов. В целях обеспечения возможности отработки обнаруженных следов служебно-розыскной собакой, необходимо ориентировать добровольцев на недопустимость изъятия, порчи следов, самовольного проведения каких-либо действий при их обнаружении.

Добровольцы, в том числе журналисты, которые могут среди них находиться, должны быть ориентированы на недопустимость разглашения информации об обнаруженных следах.

2. поиск максимально достоверной информации о последнем местонахождении разыскиваемого и обстоятельствах его исчезновения

(для решения задачи добровольцам рекомендуется осуществлять поиск очевидцев исчезновения, выявлять видеокамеры, находившиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов Интернета и других источников с целью выявления информации, относящейся к исчезновению лица и т.д.).

Для выявления возможных свидетелей произошедшего добровольцы осуществляют поиск лиц, которые видели разыскиваемого последними и могут дать показания об обстоятельствах его исчезновения. В этих целях добровольцам рекомендуется проводить доверительные беседы среди людей, знакомых с разыскиваемым, а также на территории его возможного появления (как до, так и после поступления заявления об исчезновении). В ходе бесед следует установить, кто, в какое время и где видел разыскиваемого.

В зависимости от последнего места пребывания разыскиваемого, очевидцы могут выявляться по месту проживания, учебы, работы, по пути следования к указанным местам, в т.ч. на объектах транспорта.

При выявлении очевидцев необходимо записать их данные и надежный способ связи (номер мобильного и домашнего телефона, адрес).

При этом ещё раз необходимо отметить, что цель действий добровольцев:

— найти, выявить очевидцев. Следует ориентировать добровольцев на недопустимость разглашения информации, ставшей им известной в ходе проведения бесед.

Добровольцы должны быть нацелены на незамедлительную передачу в штаб розыска добытой информации, в т.ч. об обнаруженных очевидцах, для последующей организации следственных и оперативно-розыскных мероприятий.

3. распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий (задача решается посредством изготовления и размещения объявлений о розыске в местах, предназначенных для размещения информации, распространения листовок-ориентировок в местах наибольшего скопления людей — в организациях, учреждениях, торговых центрах, на рынках, объектах транспорта), размещения объявлений в СМИ и Интернете (содержание объявлений, район размещения, перечень СМИ должен быть предварительно согласован со штабом); выставления авто-постов, оборудованных громкоговорителями, у лесных массивов, на окраинах населенных пунктов, вокзалах и других местах возможного появления разыскиваемого и т.д.).

В соответствии с ФЗ «О полиции» в целях розыска лиц полиции предоставлено право использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения соответствующей информации. Наряду с использованием полицией данной возможности, добровольцы могут размещать соответствующую информацию доступными им способами. Ответственные за данную линию работы добровольцы должны своевременно получать из штаба розыска актуальную информацию для обновления объявлений.

Следует отметить, что организация взаимодействия с добровольцами при розыске лиц, пропавших без вести при криминальных и некриминальных обстоятельствах, имеет определенные особенности.

Привлечение добровольцев к решению задач, обозначенных выше, целесообразно при осуществлении розыска лиц, исчезнувших как при криминальных, так и при некриминальных обстоятельствах.

При отсутствии необходимости постоянного участия добровольческих отрядов в поисковых мероприятиях по розыску лица, пропавшего без вести, (такая ситуация возникает, как правило, при исчезновении лица при криминальных обстоятельствах, когда нет оснований для проведения широкомасштабных, непрерывных поисковых мероприятий), для выполнения разовых поручений, можно рекомендовать закрепление конкретного добровольца (старший отряда, группы и т.д.) для постоянного взаимодействия с ответственным за розыск сотрудником полиции, поддержания связи с заявителем и т.д.

Ответственный за взаимодействие по розыску конкретного лица доброволец также может быть определен самим заявителем и представлен сотруднику полиции, ответственному за розыск данного лица.

При осуществлении розыска лица, предположительно пропавшего при некриминальных, в том числе очевидных, обстоятельствах, либо в случае, когда на основе полученной информации возможно определить и ограничить территорию его вероятного нахождения, добровольцы могут привлекаться к решению задачи осуществления поисковых мероприятий на больших участках местности (обследование, «прочесывание» лесных массивов, безлюдных мест, участков городской территории и т.д.).

Как в городе, или ином населенном пункте, так и в безлюдной местности, в лесу пропавшему человеку, особенно ребенку, может угрожать опасность стать жертвой преступления, несчастного случая и т.д. При наличии данных о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих его жизни и здоровью, для организации поисково-спасательных работ привлекаются подразделения МЧС России. Могут быть также привлечены силы и средства внутренних войск, армейских подразделений. Для отработки труднодоступных участков местности привлекаются члены обществ охотников и рыболовов, работники лесного хозяйства, жители близлежащих населённых пунктов. К поисковым мероприятиям на больших территориях следует привлекать авиацию органов внутренних дел.

Все привлеченные подразделения поступают в распоряжение руководителя поисково-спасательных работ. Проведение специализированных мероприятий по поиску не отменяет всех остальных работ. Координация работы различных подразделений осуществляется в целях повышения эффективности поиска. Поисково-спасательные работы для всех участников поиска заканчиваются по решению руководителя поисково-спасательных работ.

В состав отрядов добровольцев, при обследовании больших участков местности («прочесывании»), целесообразно включать сотрудников полиции или МЧС, участковых уполномоченных полиции, местных жителей, хорошо знающих особенности обследуемой территории. При наличии возможности, следует оснащать отряды навигаторами. Рекомендуемая численность отрядов
— 10-12 человек, находящихся в зоне видимости друг друга.

При этом, прежде всего, следует обращать внимание на обеспечение безопасности добровольцев, поддержание с ними постоянной связи через ответственного группы.

Для наиболее эффективного поиска следует по карте локализовать территорию поиска, исключив участки, ограниченные непреодолимыми преградами (река, болото, обрыв и т.д.), обозначить маршруты, удобные для движения пропавшего, а также места возможного отклонения от маршрута (где пропавший мог заблудиться), потенциально опасные участки.

Между отрядами, участвующими в «прочесывании», должна быть установлена постоянная связь. Отряд, обнаруживший разыскиваемого, оповещает остальные; в случае отсутствия связи — подает условный сигнал.

Радиус поиска должен увеличиваться пропорционально расстоянию, которое мог пройти разыскиваемый. Труднопроходимые участки могут обследовать только специально подготовленные группы. При «прочесывании» лесных массивов разыскиваемому могут подаваться световые, звуковые сигналы, с обязательным соблюдением «минут тишины» для ожидания отклика.

Добровольцы могут быть привлечены к выставлению автомашин с громкоговорящими динамиками у лесных массивов, где пропал человек, в местах скопления людей — на вокзалах, у торговых центров (если пропал ребёнок) и т.д., через которые периодически подают позывные сигналы для оповещения граждан о пропавшем человеке, а так же указывают направление, куда следует двигаться разыскиваемому.

В целях решения обозначенных выше задач координатору рекомендуется разделить добровольцев на отряды (если позволяет численность), с учетом их физической и специальной подготовки, технических возможностей, оснащения, поставив перед каждым конкретную задачу в рамках рекомендаций руководителя штаба или сотрудника полиции, отвечающего за розыск лица.

7. Координатор поддерживает постоянную связь с добровольцами, регистрирует добытую информацию, незамедлительно передает её в штаб розыска.

Вместе с тем, в связи с розыском конкретного лица, пропавшего без вести, или вне такой связи, добровольцам может быть рекомендовано осуществляя мониторинг сети Интернет, а также используя данные СМИ, общественных объединений, иных источников, мониторинговых центров и т.д., банков данных о пропавших детях, выявлять информацию о фактах насилия, сексуальной эксплуатации, совершении других преступлений в отношении несовершеннолетних.

VI. Взаимодействие с добровольцами в целях предупреждения безвестного исчезновения.

Данное направление сотрудничества чрезвычайно важно, особенно в части предупреждения безвестного исчезновения детей. Следует отметить, что значительная часть пропавших несовершеннолетних составляют воспитанники детских домов, школ-интернатов, спецшкол, спецучилищ, дети из неблагополучных семей, которые самовольно неоднократно покидают указанные учебные заведения и семьи, после чего объявляются в розыск.

Однако руководство, воспитатели таких учреждений, а также родители, дети которых неоднократно убегают из дома, не уделяют проблеме должного внимания. В этой связи существует определенный резерв снижения числа несовершеннолетних, оказывающихся впоследствии пропавшими без вести.

Направления использования помощи добровольцев в предупреждении безвестного исчезновения детей:

1. социальная реклама (совместное создание популярных видеороликов, плакатов, их размещение в СМИ, в общественных местах, детских учреждениях и т.д.);

2. привлечение хорошо зарекомендовавших себя при осуществлении содействия розыскным подразделениям добровольцев к проведению просветительских занятий в детских учреждениях (школах, детских домах, интернатах и т.д.);

3. разработка соответствующих памяток, предназначенных как для детей, так и для родителей, и их распространение.

К подготовке и проведению профилактических мероприятий целесообразно подключать сотрудников ПДН, МЧС, медицинских работников, представителей организаций, предоставляющих услуги сотовой связи, специалистов других областей.

***

В заключении следует ещё раз подчеркнуть, что сотрудничество с добровольцами — это дополнительная возможность повышения эффективности розыска. Деятельность добровольцев не должна рассматриваться как компенсация недостаточной оперативности реагирования полиции на сообщения об исчезновении человека, наступательности при осуществлении розыска, заинтересованности в быстром достижении его цели и т.д. Только при условии добросовестной работы полиции такое взаимодействие может стать результативным.

Помощь добровольцев в розыске лиц, пропавших без вести — это проявление активной гражданской позиции, самоотверженная работа, к которой надо бережно относиться. В этой связи сотрудничество с добровольческими организациями должно строиться на принципе взаимного уважения сотрудников полиции и добровольцев.

Следует отметить, что именно эффективный розыск лиц, пропавших без вести, является той сферой профессионализма государственных служб, которая в силу своей социальной значимости является резервом повышения уровня доверия населения к полиции.


Мы в соцсетях:
     

СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ СЛУЖБЫ ПОИСКА